Легко ли быть директором?! (из истории образовательного учреждения)

15.01.2019

IMG-20180508-WA0008.jpgРассуждения по поводу заданного вопроса могут быть совершенно разные. Кто-то скажет: "Да что он там делает,  сидит себе в кабинете...". Другой произнесет: "Ну,  если сравнивать, то этот-то лучше, чем предыдущий!"

Но ответ на этот вопрос сможет дать только тот, кто   работал на этой должности, тот,  кто не зная покоя, постоянно думает о школе,  о детях. И эта забота не отступает ни на минуту,  потому что это не просто школа,  а школа-интернат,  и в ней в то время учились не просто дети,  а дети,  которых сейчас называют "оставшиеся без попечения родителей". 


Именно  такой человек руководил  школой (сегодня это ГКОУ СОIMG_20180327_235429.jpg "Березовская школа-интернат") в период  с мая 1984 г.  по январь 1996 г.  Кто он? Как он стал директором? По своему желанию ,  а может  быть нет?  Старшее поколение,  вспоминая  то ушедшее в прошлое  время,  знает,  что на наиболее проблемные участки направляли коммунистов.  При этом никто никого не уговаривал, а просто говорили,  что это нужно партии (в то время -  КПСС). Так было и с Григорьевой Александрой Лаврентьевной,  которая, работая завучем в школе 32 посёлка Монетный, была, как коммунист, направлена директором в Монетную вспомогательную школу-интернат. 

IMG-20180508-WA0015.jpg

Это сейчас в школе немногим ста обучающихся,  а тогда - только "государственных" детей было около 200, которых нужно было одеть,  обуть, накормить... И не так бы было все проблематично,  если бы   все это было... 

Но  все проблемы можно решить,  если рядом с тобой деятельные заместители и молодой активный коллектив,  который может и работать,  и отдыхать. Конечно  и тогда,  как и сейчас,  была та ложка дегтя, которая портит мед в бочке. 


Но это не могло повлиять на  требования по соблюдению трудовой дисциплины,  решению личных проблем работников, устройству выпускников после окончания школы. 


IMG-20180508-WA0013.jpgГригорьева Александра Лаврентьевна (Герасимова) родилась в Меньцанском районе Мардовский АССР в 1932 году. Закончив школу,  поступила  в Куйбышевский педагогический институт. После окончания в 1955 году сразу пошла работать преподавателем русского языка и литературы. В поселок Монетный приехала в 1956 году,  выйдя замуж. И с того времени вся её жизнь связана со школой.  Любовь к родному языку она передавала не только детям школьного возраста,  но и совсем взрослым людям,  посещающим вечернюю школу. Весь трудовой стаж,  а его было ни много,  ни мало,  а 43 года,  был отдан системе образования. Звание "Ветеран труда" является тому подтверждением.

IMG-20180508-WA0005.jpg

В то время,  как рассказывают, к   учителю относились с уважением.

На каждом этапе развития школа  движется в своём направлении.  Направление определяется наличием проблем,  имеющихся в учреждении в определенный период. Тогда ещё мало кто понимал,  что к детям,  имеющим особенности в развитии,  должно быть  особое внимание и отношение,  особые образовательные технологии  и сопровождение.  Обо всем этом знали те,  кто работал здесь, создавая лучшие  условия для жизни детей,  планируя перспективы развития коллектива,  узнавая новое для его реализации в школе. 

В один из праздничных дней для школы Александрой Лаврентьевной было прочитано стихотворение собственного  сочинения,  в котором она и обозначила основные проблемы школы.IMG-20180508-WA0002.jpg

"Сегодня день особенный,

Один из лучших дней,

Сегодня наша школа

Встречает юбилей.

Ведь 25 -  немного,

Но 25-немало,

А 25, поверьте, 

Хорошее начало.

Здесь много сил положено,

Но много не истрачено ,

Здесь много нами сделано,

Но много не охвачено.

Здесь много планов строилось, IMG_20180327_235249.jpg

Не все осуществились,

Но новые мечты теперь

У нас у всех родились.

И не мечты Манилова,

А самые реальные,

Чтоб для труда создали б нам,  условия идеальные.

Чтобы станки рабочие,

Чтобы машины швейные,

Ученики послушные

Учителя примерные.

Чтоб кадры в нашей школе бы  надолго закреплялись бы,

Специалисты в первый год квартирами снабжались бы.

Чтоб ОПТ не так себе,IMG_20180327_235313.jpg

А с пользой проводились,

Чтобы ребята с радостью

Для общества трудились.

Чтоб на пошив изделий

Заказы принимались,

Добротными товарами прилавки наполнялись бы.

Столяры бы,  умельцы,  мебель делать учились, 

За такую работу

Ими б только гордились.

Ну,  а если б к тому же наш хозкорпус  отстроили,

Свиноводство с ребятами  мы бы быстро освоили.

Так глядишь,  и войдёт хозрасчетие смело, 

Ну,  а деньги считать,  -  математиков дело.

Если б нам МТП хоть сестрой приходилось,

Территория школы б вся огнями светились.

Ну, а если б к нему ОМЗ подключился,

Неплохой городок для ребят получился б.

Ну,  а мех. то колонне сам бог-повелитель,

Коль её поселил там,  где наша обитель.

Велел он во всем школе той помогать,

И стеклом обеспечить,  и линолеум  дать.

 И забор починить,

И купалку  устроить,

И кусты сохранить, Хочу такой сайт

Спортплощадку построить.IMG_20180327_235327.jpg

А попечительский совет

Не приложил старанья,

И остались на бумаге

Одни лишь воспоминания.

Который год горисполком

Автобус обещает.

Ведь плохо,  если он всегда

Вопросы так решает.

Всегда ходить, молиться и  просить,

Уж стало как-то стыдно,

Не за себя,  а за детей

Просить всегда обидно.IMG_20180327_235341.jpg

К таким домам,  как наш детдом,

Охота ль,  не охота, 

Должна проявлена же быть

Особая забота.

И вот с этой трибуны

Я скажу всем Вам честно,

Что без общей заботы

Трудно сдвинуться с места." (1991г.)


В 2016 году школе исполнилось 40 лет, а с момента написания стихотворения - 27 лет. Многие  из проблем, указанных директором тех лет,  решены,  многие добавились вновь. Но неизменным остаётся одно - решить их может только тот коллектив,  который стремится поднять имидж образовательного учреждения и создать условия, которые позволят выпускникам школы быть  счастливыми людьми.


IMG-20180508-WA0006.jpgЭто было время,  когда школа  просто учила и воспитывала детей. И всем этим руководила администрация в лице директора.


Вот некоторые отзывы педагогов,  работающих с Александрой Лаврентьевной: "Целеустремленная, не заносчивая, умеющая выслушать и понять человека". "Разносторонне развитый человек, который не только замечательно руководил коллективом,  но и мог спеть в компании коллег, написать стихи или песни".

И это действительно так. Ведь песни, написанные Александрой Лаврентьевной актуальны и в настоящее время. Вот одна из них.


"Обращение к президенту" (07.11.2000, 3 часа ночи,  мелодия народной песни  " Ты скажи че те надо" )IMG-20180508-WA0012.jpg

1куплет.

Педагоги, педагоги,  как мала у Вас зарплата,

Чтобы можно на неё сейчас прожить,

Для того ли,  для того ли

Институты Вы кончали,  Чтобы жизнь свою в бедности влочить.

2 куплет.

Президент,  президент,

Президент товарищ Путин,  повернись-ка ты к Учительству лицом, 

Увеличь,  увеличь,  увеличь раз  в 5 зарплату,

И тогда ты точно будешь молодцом.

3 куплет.

Это сделать,  это сделать,  это сделать надо срочно,

Молодых уж в школе нет учителей,

А без них,  а без них,  современных школ не будет,

Президент для школы денег не жалей.

4 куплет.

Очень плохо,  очень плохо,  очень плохо без мужчин нам, 

А они на выстрел в школу  не идут,

А была бы,  а была бы,  поприличнее  зарплата, 

Парни  в школе появились тут,  как тут.

5 куплет.

И вопрос о дисциплине, алкоголе и куренье, 

В каждой школе уж давно бы был решен,

Но мужского воспитанья  и отцовского вниманья

Коллектив детей давно уже лишен.


IMG-20180508-WA0004.jpgЭто было время, когда не было компьютеров, а была одна печатная машинка,  в которую  вставлялись листы с копировальной бумагой,  все приказы писались в двух общих тетрадях вручную,  было единое руководство в лице  Управления образования, а заработная плата выдавалась наличными деньгами по платёжной ведомости под роспись. И никто не считался со временем,  не взирая на не очень высокую заработную плату. Было совсем мало бумаг,  зато больше времени для детей. Ведь их надо было и свозить в театр,   и организовать с ними праздник,  и помыть в бане.


IMG_20180327_235404.jpgПорой,  при устройстве человека на работу,  специалист отдела кадров (а раньше о такой должности в образовательном учреждении можно было только мечтать,  а всю "кадровую" работу выполнял директор), желая сделать запись, заводил новую трудовую книжку,  так как в cтарой уже не было места. 


У Александры Лаврентьевны же было всего четыре записи в трудовой книжке : учитель,  завуч,  директор и снова учитель.IMG-20180508-WA0007.jpg


Наверное,  больше школы, Александра Лаврентьевна любила свою семью,  хотя порой за решением проблем не всегда могла уделить ей достаточное количество времени. 

Но даже это не могло изменить  решений в выборе профессии внучками  Александры Лаврентьевны: "Работать в школе,  в которой работала бабушка и которой она отдала всю свою жизнь".

автор - Опарина Татьяна Юрьевна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 31.01.2019

Дата обновления: 26.03.2019

Дата публикации: 15.01.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».