Международная научно-практическая педагогическая конференция

03.10.2013

Конференция была организована по инициативе Правительства Свердловской области и Губернатора Свердловской области Куйвашева Е.В. для того, чтобы педагоги, психологи и преподаватели различных ступеней образования имели возможность обменяться своим опытом, рассказать о применяемых ими методах и приемах, используемых для того, чтобы сформировать у молодого поколения патриотизм и гражданскую идентичность. От нашего образовательного учреждения на конференции в работе секции "Гражданско-патриотическое воспитание в условиях интеграции дополнительного и общего образования" приняли участие Д авыдова Ольга Александровна, заместитель директора по воспитательной работе и Коледова Нина Сергеевна, воспитатель нашей школы. Они поделились опытом работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интернатной системы обучения через реализацию проекта «Чудесный ларец». В настоящее время стала очевидной необходимость духовного оздоровления русского человека, без чего Отечество не только не способно прогрессивно развиваться, но и исторически обречено. Дети – это будущее, какими они вырастут, таким и будет наше Отечество. Академик Д. С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству, народной культуре, духовным традициям народа – одна из важнейших задач современного обучения и воспитания». Перед коллективом педагогов нашего образовательного учреждения встали следующие вопросы: «Как сохранить память своей культуры? Как возродить забытые традиции? Какой гибкий инструмент нужен для сбережения национального своеобразия в открытом и многоликом мире?» Ответ был найден - это участие детей с особыми образовательными потребностями в православных праздниках, календарных обрядах, сезонных играх и забавах, изготовление игрушек – самоделок из природных материалов, игровой и обрядовый фольклор, которые открывают целый мир яркого детского творчества. Воспитатели нашего образовательного учреждения Коледова Н.С., Томилова Т.С., Егорченкова Н.Н. совместно с педагогами дополнительного образования детей Школы искусств № 2 п. Монетный Чирковой Т.М., Чирковой Г.Е., Гуренко Е.А. разработали и реализовали совместный проект «Кладовая радости». Особенность и сила команды в умении максимально реализовать компенсаторные возможности детей с особыми образовательными потребностями через применение новых технологий ориентированных на изучение отечественной культуры, этническое воспитание подрастающего поколения. Была сделана попытка привлекательно подать родную культуру, доказать её многоаспектность и значимость через увлекательную, разнообразную и творчески организованную внеурочную деятельность. Бессрочный проект «Кладовая радости» был направлен на духовно-нравственное обогащение, воспитание обучающихся, воспитанников с особыми образовательными потребностями, развитие их творческого потенциала в различные возрастные периоды, а так же активизацию процесса этнической самоиндификации, в соответствии с новыми концептуальными подходами государственной политики в сфере образования. К реализации проекта были привлечены 36 человек учащихся 5-9 класса Березовской СКОШ, посещающие кружок «Кладовая радости», и участники ансамбля «Ладушки», 7 родителей учащихся активные помощники педагогов, 20 воспитанников Березовского детского дома №, 30 учащихся 3, 4 классов, 2 педагога МОУ СО общеобразовательной школы №32, 12 человек - проживающих «Центра временного пребывания жителей МО г. Березовский», 30 ветеранов и пожилых людей - жителей п. Монетный. Цель проекта: гармоническое развитие детей с особыми образовательными потребностями средствами эстетического воспитания, развитие их художественно-творческих умений, нравственного становления и потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. Задачи: - содействовать в самоопределении, социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями; - сформировать у детей с особыми образовательными потребностями духовно-нравственные качества личности детей, внутреннюю культуру личности, гражданскую убеждённость; - познакомить детей с особыми образовательными потребностями с обрядовой поэзией русского народа, с народными промыслами, историей русского быта, отечественным изобразительным и декоративно- прикладным искусством. Проект был ориентирован на закрепление коррекционного и реабилитационного эффекта в процессе привлекательных видов деятельности, таких как: декоративно-прикладное искусство, изобразительная деятельность, художественный труд, бумагопластика, папье-маше, формирование музыкальной культуры, фольклор, музыкальный театр. В основе проекта лежали воспитательные истоки и потенциал народной культуры: народное искусство, народный календарь, народная педагогика, народная философия, экскурсионная деятельность и работа с родителями. Так знакомство с истоками народной культуры начиналось с характеристики близ лежащих дат календаря, системы примет и поверий, связанных с этими датами. Круг календарного цикла сопровождался обрядовыми действиями в зависимости от трудового уклада земледельца, а знание природы и жизненный опыт выливались в пословицы, поговорки. Учитывая это, воспитателями школы-интерната были проведены внеклассные мероприятия: «Как живут в деревне? Добрые избы», «Забавы вокруг печки», «Деревенские посиделки», «Богатыри земли русской», устный журнал «Что мы знаем о народном творчестве»; общешкольные праздники: «Осенины», «Зимушка-сударушка», «Рождественские колядки», «Широкая масленица» и др. В 2012 году был создан ансамбль «Ладушки». Педагоги, работающие с детским коллективом, создавали яркую наглядность, которая обеспечивала детям массу ощущений и эмоциональных переживаний, формировала у них художественно-творческие и социально-коммуникативные умения. Дети-участники ансамбля погружались в мир радости, добра, любви, знакомились с древними обычаями предков, постигали истинное значение традиций. А так же развивалось понимание истинно прекрасного, появилась потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию своих предков. В ходе занятий дети знакомились с зимним обрядом русской традиции колядования, святочными гаданиями, весенними обрядами, частушками и др. Ни одно общешкольное мероприятие не проходило без представления ансамблем «Ладушки» своих красочных номеров. В традициях русского народного фольклора детьми - участниками проекта были проведены театрализованные представления: «Осень, осень, милости просим», «Зимушка-Сударушка», в которые вошли народные обряды и русские народные игры. С одним из них открывали фестиваль «Зимняя соната» в Областном центре детского творчества во Дворце Уралмаша г. Екатеринбурга. А так же приняли участие в концертной программе посвященной Дню пожилого человека, в Досуговом центре п. Монетный, участвовали в Первом Открытом Димитриевском фестивале добрых дел «Раскрой своё сердце» под девизом «Чужих детей не бывает!». Под этим же девизом участники ансамбля открыли для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Чудесный ларец», где познакомили детей – воспитанников детского дома с бывшими традиционными на Руси праздниками. Провели ярмарку-распродажу рождественских новогодних игрушек для жителей п. Монетный. Участвовали в 13 городском фестивале «Россия – моя судьба, моя любовь», г. Берёзовский, в номинации по декоративно-прикладному творчеству и в отборочном туре в номинации «Театрализованное представление». Стали обладателями Гран-при. Посетили МСОУ № 32 г. Березовский с программой «Русские народные игры», дети-участники проекта самими провели мастер-классы для учащихся и педагогов с применением техник: «Квиллинг», «Салфеточная мозаика», «Оригами». На занятиях в студии «Кладовая радости», руководитель Томилова Т.С. вводила воспитанников в мир народного творчества, который предоставлял ребёнку возможности для саморазвития и самореализации. Ведь творчество также имеет ярко выраженный социальный характер. Через творческую деятельность ребёнок с особыми образовательными потребностями может войти в жизнь полноправным, более того, талантливым членом общества, творчество развивает способность детей свободно использовать приобретённые знания, навыки и умения в реальной жизни. У детей развивается гибкое, творческое мышление, способность находить ответы на многие вопросы, которые ставит перед ними жизнь, т.е. творчество способствует трансформированию всех перечисленных выше навыков в обыкновенный, но столь необходимый жизненный опыт. Было проведено ряд занятий: «Знакомство с русскими сарафанами», «Народные росписи: урало-сибирская, пермогорская, полхов-майдан», «Обрядовая кукла» и др. На них ребята ансамбля «Ладушки» для своих костюмов изготовили серьги (техника «квилинг»), расписали мужские рубашки, для которых самостоятельно находили орнамент, шили сумки-лакомки, изготавливали чучела-масленицы, другие обрядовые куклы, расписывали при помощи растопленного воска и красок птичье яйцо - писанку. Так же на занятиях декоративно-прикладного творчества ребята под руководством педагогов Томиловой Т.С., Коледовой Н.С., Егорченковой Н.Н. и Серебренниковой Г.М. изготовили игрушки из бабушкиного сундука, создав композицию «В гостях у бабушки Арины». Данная работа была отмечена жюри конкурса «Мир народной игрушки» областного конкурса ДПИ «Живая старина» в рамках областного фестиваля детского творчества «Майская радуга». Участвовали в областном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Матрёшек – пёстрый хоровод», на котором представили матрешек, изготовленых детьми с использованием техник «Оригами», «Квилинг», «Папье-маше», а также выступление ансамбля «Ладушки» с композицией «Русские матрёшки». Деятельность ансамбля «Ладушки» была представлена фольклорными номерами на Всероссийском семинаре «Применение ЭОР в образовательном процессе», проводимом в Березовской СКОШИ. Результатами реализации проекта «Кладовая радости» можно считать следующее: - приобретение обучающимися, воспитанниками комплекса специальных знаний и навыков в музыкальном фольклоре, приемах народного вокала; декоративно-прикладному искусству, изобразительной деятельности, а также умение применять их в быту, передавать другим людям; а так же их умение ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, праздники народного и православного календаря; - сформированность у обучающихся, воспитанников умения правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков; - проявление участниками проекта таких качеств, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь другим, чувства собственного достоинства, уверенности, овладение навыками коммуникативного общения; - умение быстро адаптироваться и чувствовать себя комфортно в любой обстановке; - умение использовать элементы народной культуры в повседневной жизни; - дипломы, грамоты, гран-при конкурсов детского творчества различного уровня; - повышение имиджа образовательного учреждения среди образовательных учреждений Свердловской области. А так же я и педагоги нашего ОУ, прежде всего, гордимся тем, что, тесно работая с детьми, нам удалось изменить представление очень многих людей по отношению к детям с особыми образовательными потребностями.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.11.2018Хочу такой сайт

Дата обновления: 22.11.2018

Дата публикации: 03.10.2013

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.